Материалы по эзотерике.

вторник, 24 июля 2007 г.

"Аркаим – российский Стоун-Хендж".

Георгий Зданович
«Необъявленный визит» №№ 11-12 (73-74) 2000

Как известно, первые очаги цивилизации располагались на очень ограниченной территории по сравнению с огромными земными просторами, освоенными человеком к тому времени.
Еще недавно казалось, что бронзовый век урало-казахстанских степей – достаточно хорошо изученная страница древней истории. Поселения и могильники середины 2-го – начала 1-го тысячелетия до н. э. были хорошо изучены. Археологами найдено множество образцов глиняной посуды, украшений, орудий труда, предметов быта и захоронений. Хорошо изучен погребальный обряд, отличавшийся у различных племен. Одни племена хоронили умерших в ямах в скорченном положении, другие – тела сжигали, а в могилу помещали пепел. Над погребениями сооружались курганы и каменные ограды – их и сегодня можно увидеть в степи. Не вызывало сомнений, что это довольно отсталое общество с родовыми связями. Люди жили большими семьями в крупных землянках, располагавшихся на значительном расстоянии друг от друга.
Но в конце XX века в слоях, относящихся к первой половине 2-го тысячелетия до н. э. были открыты уникальные памятники, вызвавшие много споров, а часто и недоверие отдельных специалистов. На протяжении ряда лет это казалось каким-то исключительным, необъяснимым, а возможно случайным явлением, привнесенным в наши степи откуда-то со стороны.
Смысл и значение феномена стали понятны после открытия поселения Аркаим, а затем и целого ряда других поселений, компактно расположенных вдоль восточных склонов Уральского хребта.
Аркаим был обнаружен весной 1987 года во время строительства водохранилища для оросительной системы в Челябинской области. Археологи работали в крайне сложных условиях из-за постоянной угрозы затопления памятника. Уберечь его от уничтожения удалось только благодаря активной позиции Президиума Уральского отделения АН СССР, ряда ведущих специалистов-археологов и общественности страны.
Аркаим существовал 3600-3700 лет назад. Его основные контуры хорошо читаются на современной степной поверхности. С высоты птичьего полета прекрасно видны два кольца вписанных друг в друга оборонительных стен, развалы жилищ, центральная площадь, четыре входа в поселок.
Выяснилось, что поселение когда-то было предано огню, и поскольку обожженное дерево хорошо сохраняется, осталось много строительных деталей. Жители ушли еще до пожара, собрав все нужные вещи, за исключением разбитой посуды и случайно потерянных предметов.
Широкая внешняя оборонительная стена диаметром около 150 м была сделана из бревен, залитых грунтом с добавлением извести. По верху стены шел частокол. Общая высота стены была 5 м. Вокруг проходил глубокий ров. С наружной стороны стена была облицована сырцовыми блоками. Изнутри к стене вплотную примыкали торцы жилищ, обращенных выходом к единственной, покрытой некогда деревянным настилом кольцевой улице, которая шла через все поселение. Под мостовой проходил небольшой ров, на дне которого примерно через каждые 30 м были вырыты глубокие ямы — составная часть продуманной системы ливневой канализации. Но не вся дождевая вода сбрасывалась в этот ровик, часть ее собиралась в специальные ямы, напоминающие систему отстойников.
Внутренняя стена, менее массивная, была выше чем внешняя. Изнутри к ней тоже вплотную примыкали торцы жилищ, с выходом на центральную площадь прямоугольной формы размером 27х25 м. Она была тщательно выровнена, утрамбована и покрыта специальным цементирующим раствором.
Из четырех входов в поселок, полностью изучен пока только один — северо-западный. Конструкция его сложна: оборонительная стена и ров «прогибались» внутрь поселка на 7 м, однако на участке наибольшего излома ров не только не прерывался, а, наоборот, был широким и глубоким.
Вход был в торце западного отрезка внешней стены, где стена и ров делали резкий поворот. Фактически это был туннель в виде лабиринта, проложенный внутри стены. Сравнительно неширокий вначале, он расширялся дальше до 3 м, а потом снова сужался. Только преодолев этот участок, можно было попасть на открытую и более или менее свободную площадку у основания предвратной башни. С трех сторон площадка была ограничена стенами, а с четвертой — обращена к широкому проходу, ведущему вдоль стены на круговую улицу. Однако пройти по нему можно было только в том случае, если он перекрывался деревянным настилом, иначе легко было оказаться в одной из скрытых ям у главного входа. Он был не к центру поселка, а на круговую улицу. Чтобы попасть на территорию внутреннего круга поселения, нужно было пройти по всей длине кольцевой улицы. Только через особый проем в конце внутренней стены можно было проникнуть к центральной площади и окружающим ее жилищам. И другого пути не было!
В Аркаиме каждая семья и семейная община имели свои «комнаты» и дома. По предварительным подсчетам здесь могли одновременно находиться до 2,5 тысяч человек.
Жилищами служили крупные трапециевидные (в плане) здания длиной от 16 до 22 м и площадью от 100 до 180 кв. м со стенами из двух параллельных рядов столбов, обшитых плахами и отстоящих друг от друга почти на метр. Промежуток между столбами заполнялся грунтом или сырцовым кирпичом. Здания разделены перегородками на отдельные комнаты. Хозяйственные отсеки с погребами и колодцами располагались в глубине помещений.
Аркаим — это, прежде всего, очаг изготовления и распространения металлических изделий. В культурных слоях много орудий и остатков металлургического производства. Почти везде обнаружены металлургические печи. Могильники буквально изобилуют предметами из бронзы. Погребения взрослых мужчин, как правило, содержат орудия кузнечного дела (песты, наковальни), а в отдельных случаях и куски руды. В то же время, судя по разного рода отходам металлургического производства, в Аркаиме в основном шла отливка из уже готового сырья и велась обработка изделий из бронзы.
В Аркаиме необычайно высокий уровень социально-экономического развития по сравнению с другими культурами бронзового века, которые тысячелетиями развивались на огромных просторах степной Евразии. Нетрудно отметить ряд признаков, характеризующих его скорее как ранний город, чем обычное поселение. Он создан по заранее продуманной схеме, при четкой разметке местности. Древние «архитекторы», планируя элементы «города», руководствовались единой идеей, которую можно назвать идеей центризма. В Аркаиме все сооружения ориентированы на площадь. К ней же обращены выходы из жилищ.
В районе Аркаима сохранились следы древних полей. И сегодня, используя старые русла, можно подвести к ним воду из реки при самом минимальном объеме земляных работ. В радиусе 5-6 км от «города» находилось не менее трех небольших поселений.
Аркаим правомерно определить как формирующийся город (квазигород, протогород) и одновременно как центр государственности, находящийся на формативной стадии, который развивался в условиях степной экосистемы и имел целый ряд принципиальных особенностей по сравнению с классическими оазисными цивилизациями Древнего Востока.
Комплексное хозяйство, рационально и гармонично вписано в природную среду. Изобилие продуктов питания давало возможность отдельным членам коллектива, либо целым группам людей «выпасть» из производственной сферы и посвятить себя служению культу или военному делу.
Аркаим — это одновременно и крепость, и храм, и ремесленный центр, и жилой поселок. Интересно одно из понятий «Ригведы» — древнейшего памятника индийской литературы, обозначенное словом «вриджана». Оно встречается в тексте свыше пятидесяти раз и обозначает разное: «огороженное место», «загон для скота», «жилище», «несколько жилищ», «все люди, живущие в одном месте», «армия», «поселок». Безусловно, за всем этим стоят конкретные исторические реалии.
О сложившихся культовой обрядности и пантеоне божеств свидетельствуют каменные скульптуры, найденные в степях между реками Уралом и Иртышем. Похоже, что эти предметы, найденные случайно, вдали от поселений и могильников, хранились в уединенных тайниках и извлекались из них только ради религиозных празднеств. Видимо, каждый житель Аркаима приносил на время молений небольшую фигурку «своего» божества.
Появление устойчивых символов (в частности, глиняных кружков с оттиснутыми на них знаками), а также пиктографический характер орнамента сосудов свидетельствуют о потребности в передаче информации, понятной не только самому автору. Рисунки и символы находятся на самом начальном этапе превращения их в письменность.
Проведение религиозных обрядов требовало уйму времени и усилий многих людей. Во что обходилась культовая практика, можно судить по обилию костей жертвенных животных, которые находят при раскопках. В любом детском и подростковом захоронении есть остатки одного-двух баранов или телят. В погребениях взрослых встречаются скелеты лошадей и (иногда до 10 и более) крупного и мелкого рогатого скота. В каждую могильную яму помещали сосуды с пищей. Уже после захоронения, во время поминальных обрядов, сосуды с едой ставили у края могилы, вырывая для них небольшие ямки. Значительное количество мясных, растительных и молочных продуктов тратилось во время строительных обрядов. Остатки их археологи называют «строительными жертвами».
Интересны обряды, связанные с божеством воды. В целом ряде домов Аркаима на дне колодцев обнаружены побывавшие в огне копыта, лопатки и нижние челюсти лошадей и коров. Но это не беспорядочно брошенные вещи. Кости животных помещены в колодцы преднамеренно: челюсти расположены по кругу вдоль стенок колодца и закреплены вбитыми в грунт березовыми колышками.
Однако постоянные упоминания об обильных жертвоприношениях различным божествам в древнейших индоиранских письменных источниках позволяют понять куда уходила значительная часть продуктов. Это нельзя назвать эксплуатацией общинников жрецами, т.к. культовая деятельность требовала от человека того времени большой энергии и жизненных сил. Ведь исполнение культа считалось такой же необходимой работой, как и выпас скота или обработка хлебного поля.
В 1990 г. впервые проводились археоастрономические исследования Аркаима. Не случайно в качестве аналога был выбран Стоунхендж: у обоих памятников кольцевая структура, близкие размеры, почти одинаковая географическая широта (Стоунхендж — 51° Аркаим — 52°), строгая, сложная геометрическая архитектура и особое расположение Аркаима: в чашеобразной долине с рельефным горизонтом.
Археоастрономические исследования весьма трудоемки и займут немало времени. Но специалисты утверждают, что внутренний круг Аркаима мог использоваться как универсальная, солнечно-лунная обсерватория. Ее структура и конструкция независимы от «английской традиции» и базируются на многовековой культуре местного населения. Так что будущие, не менее уникальные, открытия еще впереди!

Комментариев нет: