Материалы по эзотерике.

воскресенье, 25 ноября 2007 г.

"Архетипы вселенной и великая спираль жизни".

Л.Н.Мельников, Академик Академии космонавтики им. К.Э.Циолковского и Международной академии информатизации.
«Необъявленный визит» №1 (3) 1995 (Приложение).
  
ЧЕЛОВЕК-ОКЕАН
Известный американский врач и исследователь в области космонавтики Джон Липли, в проводившихся им экспериментах по «сенсорной депривации» (т.е. лишения человека внешних чувственных раздражителей, вызывал в себе океаническое чувство, ощущение безбрежности психики и другие явления, как будто бы свидетельствовавшие о нашей связи с мировым целым, со Вселенной и которые как будто казались пробудившимися ото сна уснувшими воспоминаниями, хранившимися в глубинах психики. Раньше эти факты трактовали как галлюцинации, пограничные состояния психики, нервно-психические расстройства. Теперь возможна и иная интерпретация подобных феноменов. Мы считаем, что эксперименты по сенсорной депривации (в США) и сенсорной изоляции (у нас в стране) высветили нам сферу бессознательного, которая до этого целиком была отдана на откуп мистике и оккультным знаниям, т.е., таким образом, эта сфера стала предметом научного исследования.
В результате накопленного знания нами теперь все более осознаётся, что не разум роднит нас с Космосом, а именно бессознательное, в тайниках которого, возможно, скрыт весь опыт Вселенной, «записана» вся память о живой и неживой природе, так что мы в известном смысле можем представить себя камнем, цветком, пчелой, Вселенной...
Уже исстари было замечено, что некоторые люди похожи на представителей животного царства. Это нашло отражение, например, в древнейших восточных гороскопах: японском, вьетнамском, китайском. Год петуха, год обезьяны, год змеи определяли внешность и характер родившихся под знаком этих животных людей. Древнеиндийский любовный трактат Кама-Сутра поведал нам о женщинах-ланях, женщинах-газелях и т.д. Что это – красочная образность и цветистая восточная фантазия? Или, определённый биологический факт?
Отождествление людей с животными — основной принцип знаменитого трактата, «Физиогномика» «отца европейской науки» Аристотеля. В его интерпретации черт лица, строения и свойства фигуры, склада характера и особенностей поведения человека люди – это «быки», Архетипы Вселенной и Великая спираль жизни «обезьяны», «львы», «собаки», «лошади», «птицы» и т.п. Только ли это удобные анималистические аналогии? Ведь Аристотель не был ни мистиком, ни магом, ни поэтом: его отличает ярко выраженная способность к строго научному, аналитическому мышлению. Именно это составляет его ценнейший вклад в мировую культуру. И тем не менее учёный пользовался этими смелыми аналогиями. В таком случае, может ли человек ощутить себя львом или птицей? Почему поведение и характер конкретных людей напоминают этих животных? Может быть, у людей где-то гнездятся подобные рудиментарные воспоминания, влияющие на все их поведения и формирующие их характер?
Известно, что представители, любого этноса чётко делятся на пассивную часть населения, которую мы можем отнести к вегетативному типу, и активную – животный тип. Многие исторические народы вели своё происхождение от животных или растений, камней и даже звёзд, тотемы (символические знаки) которых они имели и которым поклонялись.
Подобные факты бесчисленны, они давно уже вышли за рамки чистой мистики, включены в свод научных представлений и систематизированы многими учёными Запада и Востока. Эти знания рассыпаны также в бесчисленных памятниках мировой культуры: литературе, живописи, архитектуре, декоративном искусстве.
Среди таких древнейших тотемов и символов можно упомянуть дерево друидов (кельтов), священную корову индусов, жука-скарабея Древнего Египта, волчицу древних римлян, звезду Сириус африканского племени догонов, «бел-горючь камень» русских (см. «Веды») и т.д. Случайно ли это? Не память ли это о прошлом? Память, которая до сих пор сохраняется в подсознании и может влиять на поведение, формировать характер?
На эти вопросы поможет ответить наша концепция устойчивых феноменов подсознания, роднящих нас со всей живой и «неживой» материей.

КОЛЛЕКТИВНОЕ – БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Знаменитый австрийский врач З.Фрейд первым исследовал константы подсознания человека: сексуальный инстинкт, инстинкты агрессии и смерти. Но Фрейд остановился на истории «одного человека» как врач-практик он лечил, например, индивидуальный сексуальный невроз. Он исследовал отдельную личность и добрался до индивидуальных основ подсознания.
Психоаналитики, дальнейшие последователи Фрейда, утверждают, что им удалось добраться до памяти рождения внутриутробного существования человека: соответствующие эффекты вызываются, например, в состоянии гипноза.
И это не оказалось пределом для взыскующих исследователей. Стало ясно, что вопрошание природы должно быть расширено до границ филогенеза (видового развития). Уже Фрейд, объявляя, что «гипнотизёр пробуждает в субъекте часть его архаического наследия», включил гипноз в филогенетический процесс.
Но даже Карл Юнг, великий продолжатель, а затем отрицатель Фрейда не пошёл в своей знаменитой теории архетипов (архетипы, в соответствии с древними мифологическими представлениями (Древний Египет) — первоначальные формы вещей, предшествовавшие их творению) (коллективного бессознательного) дальше архаической истории человечества, истоков возникновения вида Хомо сапиенс. Ведь что такое архетип в его понимании? Это некие «древние» устойчивые психические представления, идущие из глубин нашего подсознания, из его архаических пластов. Они передаются генетически, врождены человеку и символизируют древнейший пласт коллективного опыта человечества от его возникновения. Таковы, кстати сказать, по Юнгу, архетипы, связанные с различными видениями: в страну ангелов, Божьей Матери, а в наше время – инопланетян, НЛО, существ из параллельных миров. Все они в том или ином виде вошли в народный фольклор: сказки, космогонические легенды, мифы, присутствуют в литературе всех времён и народов, типичны для мышления человека, к какой бы эпохе и к какому бы этносу он не принадлежал.
Если привлечь для сравнения космологические теории Эйнштейна, то можно полагать, что индивидуальное бессознательное Фрейда соответствует частной, а коллективное бессознательное Юнга – общей теории относительности. Но даже обе эти теории, по нашему мнению, не охватили всей сложности и всего разнообразия, которые мы наблюдаем в природе и в Космосе.

ИЗ ОДНОЙ КЛЕТКИ
Велико разнообразие живого царства, и не находит оно пока рационального объяснения именно в силу своего удивительного множества видов и особей: только животных на Земле насчитывается около 1,5 миллиарда видов и не менее того растений. Но вот что поразительно: в основе генезиса всего этого сонма живых существ, составляющих биосферу Земли, лежит одна-единственная порождающая их «клетка», а точнее – субклеточная структура. Соответственно, у всех видов живых существ клетки имеют одну и ту же генетическую программу: от человека до дрожжей, от льва до устрицы, от водоросли до баобаба. Рибосома – единая, отвечающая за самовоспроизведение клеток всех живых существ на Земле, субклетка живого, совершенно одинаковая по своей генетической программе (впервые моё внимание к этому факту привлёк проф. Н.А.Раззолов в дискуссии по моему докладу в Академии космонавтики им. К.Э.Циолковского). Обнаружена в клетках всех живых организмов. Эту клеточную структуру можно было бы назвать «половой клеткой» биосферы. И именно на основе этого единого кода разворачивается непостижимое великолепие жизни на Земле.
Если взять рибосому за начало отсчёта – точку, а по спирали развернуть от этой точки цепочку живых существ, начиная от клетки, затем простейших (амёбы, водоросли) и кончая приматами (высшими обезьянами) и человеком, то образуется диаграмма. Мы назвали эту диаграмму Великая спираль жизни. Из этой диаграммы, представляющей живое от клетки до человека, ясны непрерывность, постепенное усложнение и открытый характер живого — с обоих концов спирали: как в сторону усложнения, так и в сторону упрощения жизни.
Открытость «усложнения живого» означает возможность продолжения эволюции приматов и человека или возможности существования уже где-то во Вселенной «сверх приматов» и «сверхчеловека», в соответствии с гениальной догадкой Ф.Ницше. Но эта же диаграмма показывает открытость «упрощения живого», т.е. продолжения его глубже точки – рибосомы, через микро- и макромолекулы вплоть до атомов, электронов, фотонов далее по шкале масштабов микромира материи.
Эта последняя возможность нас особенно интересует.

МЁРТВОЕ НЕ МОЖЕТ ПОРОЖДАТЬ ЖИВОЕ
Известна знаменитая апория (логический парадокс) древнегреческого мудреца Зенона «Куча». Если, скажем, от 1000 зёрен, которые, несомненно, составляют кучу, отнять одно зерно, то остаётся все равно куча, если отнять ещё зерно, то опять окажется куча, и так далее до последнего зерна, которое по логике тоже должно быть названо «кучей». Это и софизм, и одновременно имеющее глубокий диалектический смысл рассуждение.
Рибосома как большая макромолекула – это по своему «куча», т.е. биологически сложно организованное вещество. Поэтому от рибосомы можно «отнимать», двигаясь по шкале масштабов микромира в сторону «дробления» вещества. Но если рибосома живая, то и результат дробления — тоже живое вещество. Так доходим до элементарных частиц: материя оказывается живой.
Современная наука вплотную подошла к обсуждению этого вопроса. Американские учёные, специалисты в области молекулярной биологии Энтони Рис Майкл Стернберг пишут: «Поведение молекул определяется свойствами тех атомов, из которых они состоят.
Поэтому разумно предположить, что, исходя из атомных характеристик, можно объяснить также поведение больших макромолекул. А поскольку органеллы (к которым относится и рибосома – Л.М.) целые клетки и живые организмы представляют собой в сущности просто совокупность макромолекул, возможно, когда-нибудь в далёком будущем нам удастся построить атомную теорию жизни».

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Большое спасибо за очень интересную статью.