Иван Кольцов, Действительный член географического общества РАН
«Необъявленный визит» №№ 5-6 (7-8) 1995
Многочисленными следователями в течение почти двух столетий накоплен большой багаж сведений о трагическом походе Черниговского князя Игоря в половецкие степи, по результатам которого было написано гениальное произведение «Слово о полку Игореве».
Результаты исследований позволяют приблизиться к разгадке многих тайн похода и написания самого произведения «Слова».
На сегодняшний день определены районы битв и местоположения братских могил воинов, погибших в этой битве. Не считая промежуточных стычек по пути к цели похода, окончательно было проведено две битвы:
1. Предварительная (отвлекающая) битва была восточнее Матвеева Кургана (севернее Таганрога).
2. Основная битва происходила в излучине Дона в 45 км южнее Вешенской и в 15 км от станицы Каргинская, восточнее хутора Нижне-Яблоневского, что у реки Чир. В ней участвовали конные и пешие.
На реке Чир в нескольких километрах южнее станицы Советская находилась ставка половцев (столица) с их главным культовым центром, сокровищницей и оборонительным поясом. Путь полков Игоря был направлен в основном на захват половецкой ставки, чтобы затем завладеть торговыми путями Дона и Волги. Упоминание в «Слове» реки Волги могло быть связано только с походом полков в излучину Дона, а не в Тьмутаракань. Можно предположить, что река Чир ранее называлась рекой Каяла.
Князь Игорь, идя в излучину Дона, вероятно, надеялся, что не встретит особого сопротивления, так как в излучине Дона в Тьмутаракани коренное население в основном было славянское. На его поддержку рассчитывал Игорь, но просчитался. Академической истории известно, что в VIII в. н. э. излучина Дона входила в состав крупного славянского государства Артания со столицей у устья реки Чир. Жаль, что современные историки это население называют то славянами, то половцами, противопоставляя одних славян другим, навешивая обвинения и ярлыки.
Надеюсь, что в потаённых уголках различных хранилищ могут ещё храниться остатки письменных материалов о путях похода и местах битвы.
Пример бережного отношения северных монастырей нашей страны к «Слову» даёт надежду на то, что древние черниговские служители культа и монастырей тоже сделали многое для сохранения «Слова» и других славных произведений на своих землях и в окрестных районах. Есть основание реально считать, что в Спасо-Преображенском монастыре Новгород-Северского тоже сохранились тайники с архивными и летописными материалами XII и XIII века, относящиеся к периоду княжения Игоря. В княжеских и древнемонастырских архивах должны быть схемы походов князя Игоря, мест сражений и местоположения реки Каяла. Нельзя также исключить того, что архивы половцев с картами и схемами их бывшей, территории, городов, рек где-то сохранились. Такие материалы половцев могут быть у пригорода Харькова-Пятихатка, а также на северо-западе Турции у реки Марица, куда были перевезены некоторые архивные материалы половцев. Архивы могут пролить свет и на авторство произведения.
Предположительно в написании «Слова» принимали участие три автора. Последние исследования позволяют сделать вывод, что наиболее одарённый автор захоронен восточнее города Любеч; второй – на полпути между Любичем и Черниговом; третий – западнее Трубчевска, Брянской области; он является к тому же близким человеком Ярославны и покоится недалеко от неё.
Князь Игорь захоронен в двенадцати километрах севернее Новгород-Северского недалеко от дороги идущей на Пушкари и Гремяч. Первая жена Игоря захоронена примерно в двадцати километрах севернее Новгород-Северского. В одиночестве оказалось захоронение Игоря.
Касаясь вопроса находки и исчезновения той рукописи «Слова» которая была в руках у А.И.Мусина-Пушкина, необходимо отметить, что данная рукопись и другие собрания древностей не сгорели и должны быть целы на сегодняшний день. Об этом говорят такие факты. Незадолго до французского нашествия на Москву граф А.И.Мусин-Пушкин обратился к Государю с прошением о присоединении его рукописной библиотеки к Московскому архиву иностранной коллегии. Но просьба его, к сожалению, не была тотчас исполнена. В этот же период по указанию генерал-губернатора Москвы графа Ф.В.Ростопчина и Синода были организованы центры по сдаче на хранение различных ценностей в Москве и за её пределами. По изгнании французов не все сдававшие получили свои ценности. Часть из них перекочевала в более надёжные хранилища или утеряна в замурованных и забытых подземельях. Касаясь московского пожара, необходимо отметить, что у Мусина-Пушкина, кроме дома на Разгуляе (который не сгорел), был ещё один дом недалеко от Кремля в Кадашах, у Большой Ордынки (Замоскворечье). Этот-то дом сгорел полностью, так как там бушевал один из основных очагов пожара после вступления Наполеона в Москву. Наиболее ценные рукописные древности графом были заблаговременно спрятаны в районе набережной на реке Москва, а также в подземных тайниках дома на Разгуляе (сейчас это здание МИСИ). Если подземелье у набережной используется в чисто хозяйственных целях, то на Разгуляе тайник замурован с находящимися там рукописными древностями. Известный московский исследователь подземелий И.Я.Стеллецкий отмечал, что тайники и входы в подземелья имели почти все древние дворцовые и усадебные строения, не говоря уже о монастырских, крепостных и иных сооружениях.
Возникает вопрос, кто и зачем прячет в тайниках древнеписьменные материалы, не обнародуя? Для его прояснения обратимся к истории. Многие письменные материалы страдают во время войн и других социальных потрясений. В такие времена пряталось все ценное и по разным причинам оставалось не востребованным. Но были и иные причины. Например, при завоевании одного народа другим завоеватели часто уничтожали письменность, божества, культуру, историю порабощённых народов, чтобы легче было подчинить их духовно. Бывают периоды запрятывания письменных материалов также при смене религиозных воззрений, при смене династического строя, социально-экономического строя и др. Так во втором веке до нашей эры первый китайский император Хуан-Ди приказал чиновникам и армии уничтожать все, что было написано до него, заявив, что история Поднебесной (Китая) начинается с него. Подобные уничтожения материалов письменности, культуры, архитектуры прокатывались по Азии, Европе, Америке, в связи с утверждением новых религиозных воззрений и по иным причинам. При этом происходило как уничтожение, так и запрятывание в тайные хранилища письменных материалов, целых библиотек и всего ценного, что было создано предшествующими поколениями и цивилизациями. Порой уничтожались не только материальные вещи, но и носители этих знаний — люди. Достаточно вспомнить средневековые костры инквизиторов.
Подобное происходило и на территории нашей страны после принятия крещения Киевской Русью, после образования Московского царства при Иване Грозном, при последующей смене династического строя, после революций. К таким периодам относилось время вторжения войск Чингис Хана, периоды подчинения земель Украины Польше, Литве, перехода в состав Руси.
Необходимо помнить, что во время войн и социальных потрясений всегда происходили перемещения (эвакуация, переезд) части населения Черниговщины, которое могло увозить с собой и рукописные произведения в новгородские земли (Старая Русса, Малая Вишера, Псков), в Галицию, в том числе и в район Обручского кряжа, где были крупные духовные центры славян. В этих местах возможна перспектива найти наши древнеславянские произведения письменности и культуры, летописи. Исследователи неоднократно отмечали следы присутствия в Псковской, Новгородской и других областях рукописей «Слова о полку Игореве» и связь этих мест с Черниговскими землями. «Слово» было длительное время под запретом, его долгое время пытались не признавать, навешивая ярлык «подделка». Теперь о нем знает весь Мир. Только стечение благоприятных обстоятельств позволило извлечь рукопись «Слова» из числа запретных. Мусин-Пушкин, будучи страстным сторонником отечественной истории и древностей, в лице императрицы Екатерины II нашёл покровительницу, которая дала дополнительные полномочия Обер-прокурору Святейшего Синода. Это дало ему возможность знать кое-что и о тайниках с рукописными древностями. Второе обстоятельство — это то, что в лице архимандрита Спасо-Ярославского монастыря и ректора Ярославской семинарии Иоиля Быковского граф нашёл единомышленника. Имеется предположение, что Мусин-Пушкин получил оригинал рукописи «Слова» после того, как с неё была снята копия, оставшаяся в ярославских землях, где имелись и имеются древние подземные тайники монастырей и сооружений другого назначения, в которых могут быть и другие древности.
Древние письменные материалы, несущие знания, ценились и тщательно хранились всеми слоями общества в добротных подземных хранилищах (царей, князей, бояр, дворян, монастырей, спецслужб и т.п.).
Имеются основания предполагать, что до наших дней сохранились ранее загадочно исчезнувшие знаменитые библиотеки: Софийского собора и Ярослава мудрого (Киев), Улугбека (под Самаркандом), Ивана Грозного (Москва и другие места). Неразумно было бы предполагать, что после смерти Ивана Грозного через десятилетие и столетие были бы уничтожены его архивы, библиотека, архивы Малюты Скуратова, Коллегии иностранных дел. Это в одинаковой мере относится и к периоду крещения Киевской Руси. Наиболее ценное пряталось разными путями и хранится разными силами. Зная теперь наиболее перспективные места хранения наших рукописных древностей, можно надеяться на успешные поиски и находки нашего культурного наследия.
«Необъявленный визит» №№ 5-6 (7-8) 1995
Многочисленными следователями в течение почти двух столетий накоплен большой багаж сведений о трагическом походе Черниговского князя Игоря в половецкие степи, по результатам которого было написано гениальное произведение «Слово о полку Игореве».
Результаты исследований позволяют приблизиться к разгадке многих тайн похода и написания самого произведения «Слова».
На сегодняшний день определены районы битв и местоположения братских могил воинов, погибших в этой битве. Не считая промежуточных стычек по пути к цели похода, окончательно было проведено две битвы:
1. Предварительная (отвлекающая) битва была восточнее Матвеева Кургана (севернее Таганрога).
2. Основная битва происходила в излучине Дона в 45 км южнее Вешенской и в 15 км от станицы Каргинская, восточнее хутора Нижне-Яблоневского, что у реки Чир. В ней участвовали конные и пешие.
На реке Чир в нескольких километрах южнее станицы Советская находилась ставка половцев (столица) с их главным культовым центром, сокровищницей и оборонительным поясом. Путь полков Игоря был направлен в основном на захват половецкой ставки, чтобы затем завладеть торговыми путями Дона и Волги. Упоминание в «Слове» реки Волги могло быть связано только с походом полков в излучину Дона, а не в Тьмутаракань. Можно предположить, что река Чир ранее называлась рекой Каяла.
Князь Игорь, идя в излучину Дона, вероятно, надеялся, что не встретит особого сопротивления, так как в излучине Дона в Тьмутаракани коренное население в основном было славянское. На его поддержку рассчитывал Игорь, но просчитался. Академической истории известно, что в VIII в. н. э. излучина Дона входила в состав крупного славянского государства Артания со столицей у устья реки Чир. Жаль, что современные историки это население называют то славянами, то половцами, противопоставляя одних славян другим, навешивая обвинения и ярлыки.
Надеюсь, что в потаённых уголках различных хранилищ могут ещё храниться остатки письменных материалов о путях похода и местах битвы.
Пример бережного отношения северных монастырей нашей страны к «Слову» даёт надежду на то, что древние черниговские служители культа и монастырей тоже сделали многое для сохранения «Слова» и других славных произведений на своих землях и в окрестных районах. Есть основание реально считать, что в Спасо-Преображенском монастыре Новгород-Северского тоже сохранились тайники с архивными и летописными материалами XII и XIII века, относящиеся к периоду княжения Игоря. В княжеских и древнемонастырских архивах должны быть схемы походов князя Игоря, мест сражений и местоположения реки Каяла. Нельзя также исключить того, что архивы половцев с картами и схемами их бывшей, территории, городов, рек где-то сохранились. Такие материалы половцев могут быть у пригорода Харькова-Пятихатка, а также на северо-западе Турции у реки Марица, куда были перевезены некоторые архивные материалы половцев. Архивы могут пролить свет и на авторство произведения.
Предположительно в написании «Слова» принимали участие три автора. Последние исследования позволяют сделать вывод, что наиболее одарённый автор захоронен восточнее города Любеч; второй – на полпути между Любичем и Черниговом; третий – западнее Трубчевска, Брянской области; он является к тому же близким человеком Ярославны и покоится недалеко от неё.
Князь Игорь захоронен в двенадцати километрах севернее Новгород-Северского недалеко от дороги идущей на Пушкари и Гремяч. Первая жена Игоря захоронена примерно в двадцати километрах севернее Новгород-Северского. В одиночестве оказалось захоронение Игоря.
Касаясь вопроса находки и исчезновения той рукописи «Слова» которая была в руках у А.И.Мусина-Пушкина, необходимо отметить, что данная рукопись и другие собрания древностей не сгорели и должны быть целы на сегодняшний день. Об этом говорят такие факты. Незадолго до французского нашествия на Москву граф А.И.Мусин-Пушкин обратился к Государю с прошением о присоединении его рукописной библиотеки к Московскому архиву иностранной коллегии. Но просьба его, к сожалению, не была тотчас исполнена. В этот же период по указанию генерал-губернатора Москвы графа Ф.В.Ростопчина и Синода были организованы центры по сдаче на хранение различных ценностей в Москве и за её пределами. По изгнании французов не все сдававшие получили свои ценности. Часть из них перекочевала в более надёжные хранилища или утеряна в замурованных и забытых подземельях. Касаясь московского пожара, необходимо отметить, что у Мусина-Пушкина, кроме дома на Разгуляе (который не сгорел), был ещё один дом недалеко от Кремля в Кадашах, у Большой Ордынки (Замоскворечье). Этот-то дом сгорел полностью, так как там бушевал один из основных очагов пожара после вступления Наполеона в Москву. Наиболее ценные рукописные древности графом были заблаговременно спрятаны в районе набережной на реке Москва, а также в подземных тайниках дома на Разгуляе (сейчас это здание МИСИ). Если подземелье у набережной используется в чисто хозяйственных целях, то на Разгуляе тайник замурован с находящимися там рукописными древностями. Известный московский исследователь подземелий И.Я.Стеллецкий отмечал, что тайники и входы в подземелья имели почти все древние дворцовые и усадебные строения, не говоря уже о монастырских, крепостных и иных сооружениях.
Возникает вопрос, кто и зачем прячет в тайниках древнеписьменные материалы, не обнародуя? Для его прояснения обратимся к истории. Многие письменные материалы страдают во время войн и других социальных потрясений. В такие времена пряталось все ценное и по разным причинам оставалось не востребованным. Но были и иные причины. Например, при завоевании одного народа другим завоеватели часто уничтожали письменность, божества, культуру, историю порабощённых народов, чтобы легче было подчинить их духовно. Бывают периоды запрятывания письменных материалов также при смене религиозных воззрений, при смене династического строя, социально-экономического строя и др. Так во втором веке до нашей эры первый китайский император Хуан-Ди приказал чиновникам и армии уничтожать все, что было написано до него, заявив, что история Поднебесной (Китая) начинается с него. Подобные уничтожения материалов письменности, культуры, архитектуры прокатывались по Азии, Европе, Америке, в связи с утверждением новых религиозных воззрений и по иным причинам. При этом происходило как уничтожение, так и запрятывание в тайные хранилища письменных материалов, целых библиотек и всего ценного, что было создано предшествующими поколениями и цивилизациями. Порой уничтожались не только материальные вещи, но и носители этих знаний — люди. Достаточно вспомнить средневековые костры инквизиторов.
Подобное происходило и на территории нашей страны после принятия крещения Киевской Русью, после образования Московского царства при Иване Грозном, при последующей смене династического строя, после революций. К таким периодам относилось время вторжения войск Чингис Хана, периоды подчинения земель Украины Польше, Литве, перехода в состав Руси.
Необходимо помнить, что во время войн и социальных потрясений всегда происходили перемещения (эвакуация, переезд) части населения Черниговщины, которое могло увозить с собой и рукописные произведения в новгородские земли (Старая Русса, Малая Вишера, Псков), в Галицию, в том числе и в район Обручского кряжа, где были крупные духовные центры славян. В этих местах возможна перспектива найти наши древнеславянские произведения письменности и культуры, летописи. Исследователи неоднократно отмечали следы присутствия в Псковской, Новгородской и других областях рукописей «Слова о полку Игореве» и связь этих мест с Черниговскими землями. «Слово» было длительное время под запретом, его долгое время пытались не признавать, навешивая ярлык «подделка». Теперь о нем знает весь Мир. Только стечение благоприятных обстоятельств позволило извлечь рукопись «Слова» из числа запретных. Мусин-Пушкин, будучи страстным сторонником отечественной истории и древностей, в лице императрицы Екатерины II нашёл покровительницу, которая дала дополнительные полномочия Обер-прокурору Святейшего Синода. Это дало ему возможность знать кое-что и о тайниках с рукописными древностями. Второе обстоятельство — это то, что в лице архимандрита Спасо-Ярославского монастыря и ректора Ярославской семинарии Иоиля Быковского граф нашёл единомышленника. Имеется предположение, что Мусин-Пушкин получил оригинал рукописи «Слова» после того, как с неё была снята копия, оставшаяся в ярославских землях, где имелись и имеются древние подземные тайники монастырей и сооружений другого назначения, в которых могут быть и другие древности.
Древние письменные материалы, несущие знания, ценились и тщательно хранились всеми слоями общества в добротных подземных хранилищах (царей, князей, бояр, дворян, монастырей, спецслужб и т.п.).
Имеются основания предполагать, что до наших дней сохранились ранее загадочно исчезнувшие знаменитые библиотеки: Софийского собора и Ярослава мудрого (Киев), Улугбека (под Самаркандом), Ивана Грозного (Москва и другие места). Неразумно было бы предполагать, что после смерти Ивана Грозного через десятилетие и столетие были бы уничтожены его архивы, библиотека, архивы Малюты Скуратова, Коллегии иностранных дел. Это в одинаковой мере относится и к периоду крещения Киевской Руси. Наиболее ценное пряталось разными путями и хранится разными силами. Зная теперь наиболее перспективные места хранения наших рукописных древностей, можно надеяться на успешные поиски и находки нашего культурного наследия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий