Александр Саверский
«Необъявленный визит» № 12 (38) 1997
Мир денег, а современный мир фактически весь, в той или иной мере, можно назвать так, в России только-только начинает устанавливаться как порядок со своими законами, атрибутами и аспектами. Это связано, прежде всего, с тем, что до сих пор очень немного людей имели в своем распоряжении достаточно большое количество средств, чтобы говорить об установлении денежного порядка среди значительной массы пользователей и распорядителей финансовыми ресурсами.
Та пустота, которая образовалась с введением рыночных механизмов, стремится к заполнению огромным (если сравнивать с прежним) количеством людей. А этот процесс требует некой культуры во избежание хаоса и неразберихи, которую мы и наблюдаем ныне. И, конечно, любое изучение самой сущности денег посредством знакомых россиянам образов и понятий, может послужить созданию сбалансированного порядка, возникновению культуры и оформлению неких традиций в области денежного обращения и накопления.
Один из восточных Мудрецов назвал деньги сконцентрированной праной или сконцентрированной космической энергией. Именно с этой точки зрения, мы рассмотрим сущность денежных средств. Понятие «энергии» ассоциируется у нас с чем-то материальным, способным производить работу. А атрибутом праны является жизненный флюид, то есть то, что дает жизнь, пронизывая безжизненные тела или проекты.
В самом деле, если взглянуть на роль денег с этой позиции, то мы увидим, что деньги создают, разрушают, порождают, убивают, строят, лечат, воодушевляют, подчиняют, порабощают, освобождают. Можно еще привести сотни или тысячи слов, которые отразят возможности проявления денег как энергии. Главное увидеть, что деньги действительно энергия, требующая к себе соответствующего отношения.
Необходимо обратить внимание на то, что денежная масса сама по себе совершенно пассивна, как и любая масса, не приходящая во взаимоотношение с другими объектами. Энергией она становится именно при взаимодействии с последними. Логичным является вопрос: кем и куда направляется эта масса, т. е. где она становится энергией? Кто направляет денежную массу – очевидно. Это лицо, являющееся ее владельцем или распорядителем владельца. Тогда становится ясным и ответ на второй вопрос, поскольку деньги превращаются в энергию в той области человеческой жизни, куда их направило обладающее лицо. Но, если быть еще более точными, то энергия денег, то есть результат их действия, отражает в полной мере уровень развития, характер и цели лица их использующего.
Действительно: кому-то нравится строить дома, кому-то издавать книги, кому-то торговать, а кому-то играть на бирже. Но здесь бизнесмены, конечно, возразят нам и будут правы, что им не всегда удается использовать деньги там, где им нравится, или туда, куда они считают наиболее полезным для себя и людей. Естественно, возможность использования денежной энергии ограничена законами, налогами, спросом и многими другими факторами. И здесь-то наука «экономика» вступает в свои права, когда необходимо рассчитывать эффективность того или иного бизнес-плана, того или иного желания. Правда, и здесь мы обнаружим аналогии с законами физики. Например, третий закон Ньютона – действие равно противодействию достаточно ярка характеризует достижение баланса между спросом и предложением, где предложение – активная, инициирующая сила порождает противодействие потенциального, пассивного пока потребителя. Доведение противостоящих энергий до равновесия – мечта каждого бизнесмена. Очевидно, что утверждая баланс сил, мы говорим именно о противодействующих, антагонистических по своей природе силах. Это силы, которые никогда не должны совпадать по своему направлению, иначе финансист потерпит крах. Если наша энергия не находит отзыва в людях, — есть не находит спроса, то мы проваливаемся в пустоту, не находя там противодействующей энергии. И наша энергия бессмысленно растворяется в вакууме, оседая, по закону сохранения, в других карманах. Поиском противодействующей силы занимается маркетинг. Он, как разведчик, нащупывает тот отклик, ту точку опоры, которая поможет опереться всей денежной массе. Ошибки маркетинга приводят к обвалу, если точка опоры оказалась слабее, чем предполагалось до начала инвестиций. Единственная рекомендация, вытекающая из наших рассуждений проста: противодействующая сила всегда должна быть сильнее инициирующей силы. Как же добиться этого, если маркетинг уже произведен и основные силы брошены в атаку? Очевидно, пользуясь образами военных действий, необходимо постоянно иметь отряд, завлекающий противника в засаду. Это позволит сохранить основные силы и раздразнить противника. Несмотря на грубость сравнения, именно так выглядит рекламная и аналогичная ей деятельность компаний.
И вот именно здесь возникает основной вопрос противоречий между двумя силами. Вопрос спроса – это вопрос доверия. Если мне что-либо пообещали, то я имею дело либо с коварным врагом, заманившим меня в ловушку, где ожидает засада, либо с союзником, который окажет обещанную помощь. Ответ на этот вопрос, к сожалению, в очень малой мере зависит от пассивной стороны, ибо ее задача только откликаться на инициативу. В этом она похожа на ягненка, ведомого на заклание. Помилуют или нет. Выполнят обещания или нет. Те, кто обещаний не выполняет, мгновенно ослабляют энергию со своей стороны. Однако, они все еще «на коне», поскольку их соблазняющий отряд вызвал у противодействующей стороны мощную энергию. И принцип соотношений между спросом и предложением, указанный выше, сохраняется. Ясно также, что инерционность пассивной стороны еще долго будет давать себя знать. Но здесь мы имеем, действительно, состояние войны со всеми ее последствиями и перипетиями.
Частью той активной энергии, которая вызвала ответную реакцию у противоположной стороны, является энергия обещаний правых и лживых. Эти обещания, являясь элементом соблазна легких побед для тех, кто им внял, становятся вдруг их же активной энергией. И вправду, мы же сами заманили людей к себе, где предлагали им активную энергию – жизнь их планов, а себя, таким образом, поставили в положение пассивной стороны, стороны выполняющей требования. К слову сказать, такое смещение полярностей происходит при истечении срока любых договоров, где есть исполнитель и заказчик. Из всего сказанного становится очевидным, что честность или ложь подчиняются элементарным законам физики, и, в соответствии с ними, наказуемы или поощряемы, ибо ясно, что человек получивший то, что ему обещано, становится союзником, а не врагом. В этом случае энергия союзника тогда присоединяется к нашей активной энергии, по отношению ко все еще потенциальным потребителям. Если это произошло, то не стоит нашему бизнесмену обольщаться. Единство с союзниками – всего лишь временное партнерство, поскольку на деле каждая из сторон продолжает преследовать свои личные цели, а значит – быть нашим союзником до определенной степени и момента. Определение этого момента – отдельное искусство. Конечно необходимо учитывать, что энергии, о которых мы говорим, касаются уже не только денег, но и энергии личностей, ведущих бизнес. Сюда относятся честность, жизненная энергия, психическая энергия, уровень целей, состояние здоровья и пр.
Из всего этого перечня особое внимание нам хотелось бы заострить на целях бизнесменов. Общеизвестен спор философов об искусстве ради искусства и искусстве для людей. Аналогичный спор может возникнуть в области денег: деньги ради денег или деньги для конкретных целей.
В первом случае, деньги служат целью в любом деле. Такая внутренняя установка, безусловно, разрушительна по целому ряду причин. Главной причиной абсурда денег как цели, является вышеприведенный постулат об изначальной пассивности денег, как несоприкасающейся с чем-либо массы. Трудно представить себе, что человек целью своей жизни утверждает пассивную массу бумаги. Однако, зачастую так и происходит ввиду того, что деньги обладают, кроме кинетической, еще и потенциальной энергией, т. е. невыявленной, нереализованной энергией. Именно эта потенциальная энергия притягивает к деньгам множество людей. Естественно, чем больше денежная масса, тем больше потенциальная энергия, тем больше ее притягательная сила. Множество бед и крушений, множество преступлений и убийств сотворил этот потенциал. Это связано, прежде всего, с тем, что отличает кинетическую энергию и потенциальную. Одна – явная, другая – скрытая. Одна – реальная, другая – иллюзорная. Человек, обладающий лишь потенциальной энергией денег обманывает сам себя и других, строя воздушные замки с использованием денег, которых у него нет. Ведь от потенциальности до обладания и кинетики – сложный, тернистый путь, либо преступления.
Предположим, однако, что мы имеем дело не с романтиком, строящим в своих фантазиях песочные сооружения, а действительно с человеком, обладающим капиталом. И целью этого человека является еще больший капитал. Что же мы имеем? Деньги оборачиваются, в деле задействовано множество людей, на выходе человек имеет прирост, который его вполне устраивает. Вроде бы, с точки зрения экономики все нормально. Но мы ведь рассматриваем роль денег, как энергии, которая строит, разрушает и т.д., то есть энергии, которая творит мир, в котором мы живем. А тогда мы должны поинтересоваться содержанием того дела, которым занимался человек, получивший доход. Что же мы увидим? Ничего странного. Этот человек мог заработать на чем угодно: на наркотиках, на проституции, на оружии, на создании экологически-вредных производств и т.д. И ясно почему это произошло. У этого человека изначально не было иной цели, кроме извлечения денег, т. е. ему заведомо безразлична природа его капитала.
Рассмотрим другой случай, когда бизнесмен знает, чего он хочет, и это его желание не связано напрямую с увеличением капитала. И здесь мы снова натыкаемся на некий парадокс, достойный нашего внимания. Этот парадокс имеет, с одной стороны, исполнение желания, которое убыточно относительно бизнеса, а с другой стороны еще одно желание – сохранить и даже приумножить капитал. В результате этого парадокса, проигрывает первое, т. е. нормальное человеческое желание. Это связано с тем, что отдавший деньги на исполнение своего желания, перестает быть бизнесменом, ибо денег у него больше нет. Это крайность, но без нее трудно понять динамику развития личностей финансового мира. В любом урезанном виде эта ситуация повторяется. Человек, отдающий свою кинетическую энергию, лишается ее или ее части, проигрывая, тем самым, «акулам» бизнеса, не желающим тратить эту энергию на какие-то свои желания. Вопрос пропорций между массой капитала и средствами, расходуемыми на ублажение своих желаний является очень относительным, ибо его поляризация постоянно смещается к «акулам», подгребающим под свою безаппеляционность все больше и больше денег из рук сентиментальных бизнесменов. В конечном итоге, все мы будем иметь мир, а в некоторых прагматичных странах он уже почти готов, где никакие сентиментальности не будут позволены, а значит, и детские дома, и больницы, и театры, и многие другие формы «сентиментальностей», а на самом деле формы любви, культуры и добра в нашем обществе. Нам возразят, что в этих самых прагматичных странах все это есть. Конечно, ответим мы, но при чем тут бизнесмены и та огромная часть общества, которая хочет ими быть. Алгоритм без сантиментов выглядит просто и сухо: плати деньги и получай, либо иди к государственным мужам за помощью. Так общество, посредством каждой из своих человеческих единиц, устраняется от добра.
По этому фрагменту наших мыслей можно сделать и еще одно наблюдение. Концентрация денежной массы в том или ином сегменте рынка, безусловно, отражает потребности самого общества, отражая тем самым уровень его развития. Если сегодня основная масса денежных средств вращается в военных технологиях, наркобизнесе, автомобильном деле, шоу-бизнесе и каких-либо еще сегментах, то по ним можно сделать вывод о том, чем занято сознание нашего современника. К слову сказать, перемещение человеческого сознания из области желаний комфорта, наслаждений и прочих услад в другие области, повлечет за собой и соответствующее перемещение денежной массы. Сейчас это начало происходить в небольшой мере, когда мы видим, что открытия академической науки, идеи фантастов и все, что связано с чистой мыслью, начинает финансироваться гораздо больше, чем в прошедшие столетия. Однако, это лишь первый признак перенесения человеческого сознания в мир абстрактного ума, но далеко еще не закономерность.
Если мы еще более пристально приглядимся к области концентрации денег, то увидим, что по сути своей они консервативны, отражая желания или устремления большей части человечества. Действительно, немного найдется бизнесменов, рискнувших вкладывать деньги в те сферы, которыми люди не интересуются. В результате, та часть общества, которая является авангардом человечества, всегда будет нуждаться в энергии денег, ибо в этой среде большая часть энергии никак не может быть сконцентрирована в силу медленного и малого оборота капиталов, что является результатом отсутствия спроса и, как зачастую это бывает в областях абстрактной мысли, отсутствия готового товара.
Чтобы продолжить наше небольшое исследование природы и роли денег, усилим понятие бизнесмена. По утверждениям древних, человек, управляющий энергией, а тем более Тонкой (деньги соответствуют этому определению в силу своей принадлежности к пране), является Магом. В самом деле, разве бизнесмен не Маг? Разве не вырастают, словно по волшебству целые города-заводы, новые механизмы, действительно, кажутся волшебными, пока к ним не привыкнешь, новые шоу поражают воображение. И все это создается с помощью той самой жизненной энергии, которой управляет бизнесмен-Маг. Россия, очевидно, еще не породила Магов Высшего Ранга, ощущающих ритмы, знающих ключевые слова, умеющих держать паузу, и, что очень важно, придать нужную форму своему детищу при воплощении. Но такое время не за горами, Маги еще только учатся. Однако, уже теперь очевидно, что степень свободы любого гражданина в мире денег, во многом зависит от его благосостояния. Мы не говорим о каких-то там материальных свободах, ясно, что отсутствие, например, жилья ограничивает человека в спокойствии и уверенности в завтрашнем дне. Но есть свободы духовные, связанные с реализацией своих проектов и мечтаний. Зачастую, а правильнее, почти всегда, человек, способный мечтать, не способен зарабатывать деньги. Можно смело утверждать, что не всегда мечты, которыми увлечен человек, всего лишь иллюзии, не стоящие внимания общества. Мир знает достаточно имен, носители которых влачили нищенское существование в свое время, но затем они были признаны этим обществом как гении.
Проблема увлеченного человека в том, что он не в состоянии заниматься еще и деньгами. Но общество, где господствуют деньги, устанавливает свои правила игры, в которые бедняга-гений никак не вписывается. С другой стороны, много ли гениального может придумать сам бизнесмен? В этом вопросе нет ничего обидного. Каждый должен заниматься своим делом. Вот только мир денег накладывает определенные обязательства на его участника, и тому выгодней не замечать гения (даже в себе), чем заметить его. А кроме того, не забудем о том, что бизнесмен обязан мыслить категориями большей части человечества, чтобы то отдавало ему свои сбережения. А значит, как наш бизнесмен не желал бы исполнять свои побочные желания, единственно-главным его желанием должны быть деньги. И этот парадокс желаний накладывает на Мага огромную ответственность по управлению людьми, ресурсами и даже, как это не печально, гениями. Здесь выбор каждого.
Мы намеренно подчеркнули значимость бизнесменов, чтобы дать почувствовать им ту долю ответственности при творении нашего мира, которую они берут на себя вместе со своей свободой, порождаемой размерами их капиталов. Это тем более необходимо сделать, поскольку мы показали, что прагматичное общество – общество капитала, — целиком зависит от персон, управляющих деньгами. Нам очевидна неизбежность создания такого общества в России, ибо такова нынешняя политика нашего государства – крупнейшего Мага из всех, раз оно обладает невероятным количеством денег или сконцентрированной, универсальной, пластической энергией.
Из всего вышеизложенного можно сделать ряд выводов. Первый: концентрация денег отражает интересы большей части населения, имеет достаточно сильную инерционность, а потому часто является тормозом развития. Второй: интересы бизнесмена мало учитываются в мире денег, что делает их использование бездушным и недобрым. Третий: поскольку бизнесмены, будучи Магами, уже сегодня управляют жизнями большей части населения планеты, и основная их задача – приумножение капитала, то очевидна пагубная роль денег в построении мира, который становится бездушным.
Последний вывод, на наш взгляд, является определяющим в утверждениях Христа относительно пагубности денег. Мы уже не говорим о том, чтобы бизнесмен отдал последнюю рубашку, что противоречит элементарной экономике и законам прироста капитала. Но все сказанное нами указывает на то, что законы мира денег явно не в ладах с законами души, которая не терпит чужих страданий и посторонних острых потребностей, стараясь облегчить и изжить их в обществе.
Таким образом, как бы мы не старались сделать деньги доброй, авангардной силой для общества, они, в основной своей массе, будут оставаться энергией, подчиняющей себе своих владельцев во имя самой себя, что есть иллюзия деятельности и силы владельцев, но не истинные блага самих владельцев и, тем более, других людей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий