Материалы по эзотерике.

среда, 25 августа 2010 г.

"Есть ли смысл искать "смысл жизни"?

Борис Крупицин
"Необъявленный визит" №№ 3-4 (89-90) 2002 (без рисунков)

Вы, конечно же, помните, как герой популярной кинокомедии вопрошал: «Есть ли жизнь на Марсе?» И сам же уточнял: «Науке это пока неизвестно». Сложный вопрос, не правда ли? Особенно для конца 50-х годов минувшего столетия, когда снималась «Карнавальная ночь». Но право же, он и яйца выеденного не стоит в сравнении с другим: «А есть ли смысл жизни?» В самом деле, для чего человек приходит в этот мир? Одни скажут: для того, чтобы быть счастливым. Другие уверены, что наша задача – искать Истину. Третьи ответят, что не стоит ломать голову над неразрешимыми проблемами – надо просто жить, и все тут. Самое любопытное, каждый будет по-своему прав.

Давайте посмотрим, как подходят к проблеме представители естественных наук, с одной стороны, и люди верующие, с другой. Вот одна позиция: объективного смысла жизни нет, каждый человек сам ставит перед собой цель, которую старается, по возможности, достичь. А вот вторая; смысл жизни, безусловно, есть, и определил его создатель человека. Творец. Как. вы уже, очевидно, догадались, первый подход вытекает из теории эволюции Дарвина, согласно которой все мы вместе и как в отдельности – результат случайных мутаций и естественного отбора. Второй предполагает наличие первопричины – назовем ее Абсолютным разумом. Именно он, Абсолютный разум, и является творцом всего, в том числе и человека.

В процессе творения, по законам логики, следует, в том числе, выделить три этапа: создание МАТЕРИИ, создание биологической ЖИЗНИ, создание МЫШЛЕНИЯ.
Наука, базирующаяся на теории эволюции, не может объяснить происхождение этих этапов, не может объяснить, как чисто случайно произошли жизнь и сознание из неживой материи.

Наша гипотеза. Вначале был Абсолютный разум и духовный эфир, состоящий из монад, по Лейбницу – метафизических единиц, не имеющих протяжённости. Сущность монады – сила. Это означает, что монады могут создавать материю. В моей статье, «Гипотеза о биосферах Земли и Солнца» («Необъявленный визит», № 2, 2002 г.), описывается, в частности, как из энергии образуется первоэлемент матери – вихревое кольцо. Дальнейшее усложнение материи происходило двумя путями: эволюционным в пределах одного вида и революционным при создании новых видов в результате творчества Абсолютного разума. Вершиной творения Абсолютного разума является Homo sapiens – человек разумный.

Естественно, возникает вопрос – а зачем всё это ему, т. е. Абсолютному разуму, было нужно? Ответ подсказывает Библия: человек создан Богом по образу своему и подобию. В отличие от всех живых существ он обладает мышлением и свободой воли, т. е. может поступать не так, как задумано Творцом. Отсюда следует, что одна из целей создания человека – самопознание самого Абсолютного разума. Для этого потребовалось создание мыслящей души. Наблюдение за духовной эволюцией душ, являющихся подобием Творца, и обладающих свободой воли, и есть для Абсолютного разума способ попытаться понять самого себя.

Органы души человека состоят из компонентов духовного эфира, объединённых в пары противоположных духовных качеств, например, любовь-ненависть, добро-зло, правда-ложь…
Согласно многим философским учениям все миры троичны. На рис.1 дан обобщённый символ троичности – трилистник. Три лепестка символизируют три ипостаси. С одной стороны каждая ипостась является вполне самостоятельной! С другой – в центральной части они сращены друг с другом и представляют единое целое. Общая огибающая означает, что происходящее в одной ипостаси не автономно, а связано с другими ипостасями. Духовный мир человечества составляют три ипостаси: мир Творца человека, мир Душ и мир Идей (идеальный мир).
По воле Творца духовная эволюция человека совершается путём борьбы духовных противоположностей. Для её обеспечения при рождении человека в его биоорганизм воплощается Душа.

Человек как бы раздваивается на две персоны – биологического человека и человека – духовного. Их эволюция сопровождается выделением энергии. Источником биоэнергии является пища человека. Биоэнергия образуется из энергии связей частиц, атомов и молекул, высвобождаемой механизмом биоклеток при расщеплении пищи (или жировых запасов). Источником духовной энергии являются чувства. Эмоции – энергия этого источника. При положительных эмоциях духовная энергия увеличивается, при отрицательных – уменьшается. Если духовная эволюция приводит к сближению (сглаживанию) противоположных духовных качеств, то происходит выработка идеальной энергии. Выработка идеальной энергии означает изменение сущности человека, высший этап духовной эволюции – формирование человека идеального. При выполнении этого условия человек становится троичен, рис.1, с ипостасями: биологической, духовной и идеальной.

Примечание. Обратим внимание на то, что подавление дурных наклонностей (с точки зрения морали общества) не сопровождается изменением сущности человека. К сожалению, духовное воспитание в семье, школе или обществе зиждется на морали. Это надолго, а часто навсегда закрывает путь к духовной истине. Не зря говорил Иисус Христос своим ученикам: «Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч; ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, а дочь с матерью её, и невестку со свекровью её. И враги человеку домашние его».

Первый шаг на пути к человеку идеальному – это осознание своей индивидуальности, исключающий чувство стадности. Человек выбирает «стадо» (идеологически сформированную группу людей), чтобы, приняв его мораль и законы, избавиться от свободы и страданий выбора собственного пути. Ф.М.Достоевский, рассуждая о человеке, писал: «… спокойствие или даже смерть человеку дороже свободного выбора добра и зла».

Человек биологический живёт один раз. Программа его жизни – это геном, записанный в двойную (мужскую и женскую) спираль молекулы ДНК. Программа детерминирована, все биологические стадии от рождения и до смерти определены. И до рождения, в утробе матери, согласно биологическому закону Геккеля, зародыш развивается строго определённо, т. е. человек не может изменить биологическую программу своей жизни.

Примечание. Известно около сорока, так называемых, «мауглей», т. е. детей, в раннем возрасте попавших в дикую природу и долго живших среди зверей. Никто из них, вернувшись в человеческое общество, не заговорил. В лучшем случае, они освоили несколько десятков слов. Некоторые «маугли», хотя и научились ходить на ногах, при каждом удобном случае опускались и бегали на четвереньках. Наше объяснение: живя среди животных, «маугли» выполнили ту часть программы жизни, в которой полагалось освоить речь и способ передвижения. Биологическое время, отведенное для выполнения этого этапа, кончилось; запустились другие части программы, определяющие дальнейшее развитие.

Программа жизни человека духовного носит вероятностный характер. Каждый шаг программы предоставляет ему возможность выбора одного из множества вероятных событий будущего. Человек духовный может влиять на содержание программы жизни своими поступками. Так, согласно основному понятию индийской философии – «карме» (санскрит – деяние), действия, совершённые в настоящем определяют будущее существование, «что посеешь, то и пожнёшь».
Достичь уровня человека идеального невозможно за одну биологическую жизнь, потому Творец предусмотрел инкарнацию души, т. е. её многократное воплощение и развоплощение. На рис.2 показан цикл перевоплощений души.

Примечание. Идея о перевоплощении входит в состав буддизма, некоторых других религий, а также встречается у многих философов: Пифагора, Платона, Шопенгауэра… Последний считал, что миф о перевоплощении – самый содержательный, самый значительный, наиболее близкий к философской истине.

После смерти человека биологического происходит развоплощение, или по-другому, отделение души от физического тела. Циклы перевоплощений повторяются до тех пор, пока существуют пары противоположных духовных качеств (нет гармонии, идёт борьба).

Эволюция, сопровождающаяся сближением (сглаживанием) противоположных духовных качеств, может привести, в конечном счёте, к их слиянию в единую сущность, являющуюся абсолютным уровнем этого духовного качества.

Слияние противоположных духовных качеств означает конец духовной эволюции: наступление гармонии, прекращение борьбы, смерть человека биологического и человека духовного, прекращение инкарнаций и переход человека идеального в мир Идей.

Примечание. Теория существования бестелесных форм – «идей» – известна давно. Она является основой учения древнегреческого философа Платона (V век до н. э.).
Такой идеальный человек становится одной из идей Творца, например, идеей абсолютной любви. Его основное назначение – быть, создателем программы духовной эволюции жизни человека в части эволюции данного качества.

Программа духовной эволюции жизни человека формируется после реинкарнации с учётом накопленной у него идеальной энергии. Может случится, что человеку, достигшему больших земных успехов, но не продвинувшемуся на пути духовной эволюции, придётся вернуться назад и повторить программу предыдущей жизни.

Понять смысл духовной эволюции, а значит, и смысл жизни непросто. Согласно Библии человек создан богоподобным. Толковая библия так комментирует это: «… богоподобие есть дело совершенно свободных личных усилий человека, которое может достигать высоких степеней развития в человеке, но может иногда и отсутствовать». Здесь «богоподобие», в нашем понимании, соответствует человеку – идеальному.

Смысл жизни человека биологического определяется инстинктами самосохранения и продолжения рода. Смысл жизни человека духовного заключается в удовлетворении потребностей мышления, чувствования и желаний: власти, богатства, знаний, обеспечивающих, в том числе престижное положение в обществе. Смысл жизни человека идеального определён Творцом: это достижение гармонии путём уменьшения противоположностей духовных качеств вплоть до их слияния и рождения в идеальном мире в качестве абсолютной идеи Творца – «строительного камня» идеологического храма Абсолютного разума.

На житейском уровне о духовности людей, как правило, судят по их поступкам, определяя её двумя оценками: хороший, плохой человек. Объективная оценка собственного духовного уровня практически невозможна. Дело в том, что интеллект по своей природе субъективен. Он несамостоятелен, подчинён личности и часто находит оправдание её неблаговидным поступкам. Тем не менее, можно попытаться оценить собственный духовный уровень с помощью небольшого теста (созданного по материалам суфийских и библейских притч). Приводим его ниже.
1. Не размышляй о существовании – будь в нём.
2. Умри духовно до того, как умрёшь физически – только тогда ты можешь устремиться к истине.
3. Не отождествляй знания и истину. Истина – это то, что помогает тебе продвинуться на пути духовного развития.
4. Истина у того, кто её открыл (пережил), у другого – знание.
5. Не суди – в мире всё относительно.
6. Не ходи на костылях – отбрось привычки, традиции, шаблоны и догмы.
7. Цени врагов и недругов своих – от них ты узнаёшь себя.
8. Отбрось все претензии и надежды, прошедшее и будущее – будь полностью в текущей ситуации.
9. Даётся – когда не просишь.
10. Чтобы не случилось, не ищи внешних причин – ад и рай ты носишь в себе.
11. Не смотрись в зеркала ни в дружеские, ни во враждебные – смотри в своё сердце.
12. Не отождествляйся с событиями, отделяйся от них – всё пройдёт.

Если притчи не воспринимаются и их смысл непонятен – вы не на пути к человеку идеальному.
Если притчи воспринимаются, как желательные правила жизни – вы на пути к человеку идеальному.
Если притчи воспринимаются, как обязательные правила жизни (ваша деятельность полностью соответствуют им и вы не можете поступить иначе) – вы близки к человеку идеальному.

Комментариев нет: